ОРКиЭС

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики: Основы религиозных культур» строится и в соответствии со следующей нормативной базой:

 

1.Нормативная база:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948) ст. 18, ст.26. п.2, 3
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) ст.9 п.1, 2,
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) Ч.III. ст.18.1-4 п.
  4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981) ст. 1. п.1,2; ст.5 п.2,3,5
  5. Конвенция о правах ребенка (1989) ст.14. п.1, 2,3
  6. Конституция РФ гл.1 ст.14, гл.2 ст.ст.13, 28, 30 /»Российская газета», 1993г., N 237
  7. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»/ Собрание законодательства Российской Федерации 1997г., N39, ст. 4465; 2000г., N14, ст. 1430; 2002г., N12, ст. 1093; N 30, ст. 3029/ ст.3 п.5, ст.4. п.3, ст.5. п.4
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г.№1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644)// http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  9. Устав ЧОУ СОШ №1 г.Челябинска
  10. «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»(Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р);
  11. . «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» {Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.02.2012 г. №01-234);
  12. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. № 103/3404);
  13. .«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, A.M. Сондаков, В.А. Тишков).
  14. Учебный план ЧОУ СОШ№1 г.Челябинска на 2020-2021 учебный год.
  15. Анкетирование родителей.

 

2.По программе:  Шапошникова Т.Д., Савченко К.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур и светской этики» 4 класс — на изучение курса отводится 1 час в неделю (34 часа)

 

3.Учебный предмет ОРКиСЭ включает в себя модули:

 

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

 

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного предмета ОРКиСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный предмет ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный предмет ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 

4.Цель и задачи учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Цель учебного предмета ОРКиСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного предмета ОРКиСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

 

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

 

Россия — наша Родина.

Основы православной культуры

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

 

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

 

Основы буддийской культуры

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

 

Основы иудейской культуры

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

 

Основы мировых религиозных культур

Культура и религия. Древнейшие верования.  Религии  мира и  их основатели.  Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

 

Основы светской этики

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» ученик должен:

 

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

 

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.».

 

 

5.Программно-методическое обеспечение:

1.Программа для общеобразовательных учреждений Шапошникова Т.Д., Савченко К.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур и светской этики»  4 класс (4-5 класс) М «Дрофа» 2019

 

2.Учебник: Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. «Основы мировых религиозных культур».4 класс (1 и 2 части) М. «Вентана-Граф» 2019

 

6.Внеурочная воспитательная работа

— Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания

— Проведение совместных праздников школы (Рождество и Пасха)

-Использование аудио и видео записей и технических средств обучения (мультфильмы «Библейские рассказы в анимации», «Суперкнига», «Будда-рождение легенды», видео ролики об исламе и др., аудио-рассказы «Детские истории», «Час твоего рассказа»)

— Экскурсии (в Челябинскую синагогу, в храм или мечеть), целевые прогулки

— Детская благотворительность (помощь детским домам – сбор игрушек и вещей) – поездки в детские дома

— Организация выставок творчества (рисунки, поделки)

 

Основы мировых религиозных культур-4 класс-планирование

Школа - это особая миссия на Земле: учить и воспитывать детей всем миром, чтобы мир повторился в них.